24 февраля 2025 года с конвейера в Копривнице сошел последний автомобиль модели Tatra 815 (T 815). Это был Tatra 815-2 Terra, который после установки специального оборудования будет служить чешским пожарным. В прошлом году компания Tatra Trucks начала серийное производство новых моделей Tatra Force и Tatra Phoenix. Эти автомобили теперь доступны в широком диапазоне конфигураций и полностью заменяют старую модель Tatra Terra. Поэтому производство этой линейки завершилось, закрывая одну из важных глав в истории Tatra.
В день торжественного выпуска, 25 февраля, сотрудники копривницкого завода попрощались с последним автомобилем Tatra 815-2 Terra, произведенным Tatra Trucks. Модель Terra компания начала поставлять с 2018 года, и она была последней эволюцией легендарной серии Tatra 815, серийное производство которой началось еще в 1983 году. Последний автомобиль был выполнен с удлиненной четырехдверной кабиной, восьмицилиндровым двигателем Tatra T3-928, трансмиссией Tatra и шасси в конфигурации 6×6. После установки пожарной установки этот автомобиль будет работать в составе Пожарно-спасательного корпуса Чешской Республики.
«Автомобили T 815 стали легендой, в рамках этой серии было создано множество уникальных и знаменитых автомобилей, которые вписались в историю чешского автомобилестроения. С машинами T 815 связаны, например, первые успехи бренда Tatra в дальнобойных автогонках и его крупнейшие победы. Эти автомобили также долгое время были основой чешской армии, использовались и продолжают использоваться пожарными, на строительных площадках, в промышленности и в других отраслях. Именно с ними связаны первые крупные экспортные контракты на новые рынки после 1989 года. Если сравнить все модельные ряды Tatra, то именно автомобилей T 815 было произведено исторически больше всего. T 815 — это иконка, которая долгое время была символом бренда Tatra», — отметил Радомир Смолка, член правления Tatra Trucks, ответственный за исследования и разработки, который с 90-х годов активно участвовал в их разработке и модернизации.
Три знаковых автомобиля этой серии даже сопровождали последний произведенный Tatra Terra на его пути из ворот завода. Это были уникальные экземпляры, которые можно увидеть в Музее грузовых автомобилей Tatra в Копривнице. В частности, это гоночный автомобиль Tatra 815 VE 6×6 «Ostrý» II № 635, который в 1986 году был одним из первых двух автомобилей Tatra, участвовавших в знаменитом ралли Париж-Дакар. Также на прощание присутствовали известная Tatra 815 GTC, которая в конце 80-х годов отправилась в экспедицию «Tatra вокруг света», и классический самосвал Tatra 815 S1, который массово производился в первые годы серийного выпуска этой модели.
«Я хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в разработке и производстве автомобилей серии T 815 за эти десятилетия, ведь они проделали отличную работу. Эта модель помогла Tatra пережить экономические и эксплуатационные трудности после 1989 года. В 90-х годах Tatra выпускала и поставляла исключительно автомобили этой серии, а ее преемники оставались лишь в виде прототипов и так и не попали в серийное производство. В первое десятилетие этого века к ним добавились новые модельные ряды Force и T 810, но T 815 все еще была основой продаж Tatra. Лишь в прошлом десятилетии ее постепенно начали заменять модели Phoenix и Force. Теперь они полностью приняли эстафету, и я надеюсь, что они продолжат распространять хорошее имя Tatra, так же как и T 815», — сказал Даниел Бекеш, экономический директор Tatra Trucks.
Компания Tatra произвела всего 158 065 автомобилей всех модификаций серии Tatra 815, включая предсерийные образцы, которые были произведены в 1977–1982 годах. В течение более чем 40 лет автомобили Tatra 815 и их компоненты постоянно совершенствовались, пройдя через несколько модернизаций. В частности, это модели Tatra 815-2, Tatra 815-2 Armax, Tatra 815-6 Force, Tatra 815-2 TERRN°1, Tatra 163 Jamal и последняя эволюция Tatra 815-2 Terra. Без преувеличения можно сказать, что именно на наследие и технические решения, использованные в серии Tatra 815, сегодня опираются нынешние поколения автомобилей Tatra. Без этой серии компания Tatra Trucks вряд ли была бы тем, чем она является сейчас — успешной компанией, разрабатывающей и производящей современные грузовые автомобили, соответствующие самым строгим техническим и безопасностным стандартам, оснащенные передовыми технологиями.
Обзор развития серии Tatra 815
1970 — Созданы первые прототипы серии Tatra 815, сначала разрабатывались гражданские версии под названием Tatra 157, военные версии получили название Tatra 815. Позже обозначения были унифицированы.
1973 — Построен первый двигатель серии T3, который стал стандартом для автомобилей Tatra 815. Эти двигатели производились в версиях V8, V10 и V12, а их современные электронно управляемые версии используются и в новых моделях Tatra.
1978 — Начались испытания прототипов в суровых условиях Сибири.
1982 — В сентябре были официально представлены автомобили Tatra 815 на Международной выставке машиностроения в Брно.
1983 — Сериное производство автомобилей Tatra 815 началось сразу после Нового года.
1986 — Первый старт в легендарном ралли Париж-Дакар, Tatra отправила два гоночных автомобиля.
1988 — Первое победное участие в Rallye Paris-Dakar, экипаж Loprais, Stachura, Mück выиграл на автомобиле Tatra 815 VD 4×4.
1989 — Начато производство модернизированной версии Tatra 815-2 с улучшенными двигателями серии T3.
1996 — Создание первого автомобиля Tatra 815-6 для иностранных заказчиков, отличавшегося установкой жидкостных двигателей западного производства и автоматической коробкой передач Twin Disc.
1997 — С конвейера начали сходить автомобили с новой модернизацией под именем Tatra 815-2 TERRN°1, включающей уникальную конструкцию подвески King Frame.
1999 — Начались поставки моделей Tatra 163 Jamal и Tatra 815-2 Armax, предназначенных для строительства и военных нужд.
2001 и 2004 — Были выпущены новые эволюции модели Tatra 815-2 TERRN°1.
2010 — С конвейера сошли модернизированные автомобили Tatra 815-2 TERRN°1 с улучшенной кабиной и электронной системой переключения передач Tatra-Norgren.
2016 — Произведен второй фейслифт модели Tatra 815-2 TERRN°1 с новыми возможностями, включая установки с дисковыми тормозами.
2018 — Начало производства и поставок последней эволюции Tatra 815-2 Terra, с рядом унифицированных деталей с моделью Tatra Force.
2025 — Конец производства серии Tatra 815.